Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение речевого развития у ребенка, проявляющееся ввиду нарушения восприятия практически всех звуков и затруднение в воспроизведении многих фонем.

Фонематический слух отвечает за возможность восприятия звуков. Его расстройство вызывает неспособность к четкому различению и последующему анализу звуков. Это нарушение может развиваться при хорошем состоянии органов слуха. Малыш хорошо слышит, но он не в состоянии различать сходные по звучанию звуки. Он путает: «з» и «с», «б» и «п», еще возникают и другие подобные проблемы. В своей речи ребенок заменяет похожие звуки, каким-то одним из них. Количество неправильно произносимых звуков обычно достигает двадцати. Если ребенок учится в школе, то это проявляется при письме.

Это нарушения речи классифицируют как приобретенные и врожденные.

Причинами нарушений речи врожденного характера становятся следующие патологии:

  1. наследственные болезни;
  2. тяжело протекающая беременность;
  3. нарушения, возникшие в процессе родов.

Возникновению приобретенных ФФНР способствуют черепно-мозговые травмы, аномалии прикуса, психологических нарушений, а также недостаточного общения со взрослыми.

Проявления ФФНР

Это нарушение речи следует заподозрить при наличии у ребенка пяти лет и старше на фоне хорошего лексического запаса выявляют замену близких звуков по фонетическому звучанию. Еще у него может наблюдаться нечеткое произношение слов по типу «каши во рту» (дефекты артикуляции), трудности при разбивании слова на слоги, многочисленные ошибки при склонении слов по падежам существительных и спряжении глаголов.

Иногда появляется более размытая неспецифическая симптоматика. Эти проявления напрямую с речью не связаны.

При внимательном наблюдении за малышом можно заметить следующее:

  1. затруднения при переключении с одного занятия на другое;
  2. выраженная неустойчивость внимания;
  3. трудности в процессе сосредоточивания.

Это нарушение может сочетаться с другими дефектами речи.

Дислалия симптом

Программа обследования при ФФНР

При логопедическом обследовании ребенка с подозрением на данное нарушение речи специалист выясняет у родителей наличие проблем при вынашивании беременности, были ли патологии в ходе родов, какие особенности отмечались в развитии ребенка. Затем логопед проводит диагностику устной речи у малышей, а у школьников письменной. Он выполняет тестирование на нарушение произношения звуков и исследование состояния артикуляционного аппарата. Еще специалист проводит исследование навыков звукового синтеза и анализа у малыша. Ребенка обязательно оказывают детскому окулисту, неврологу, педиатру, ЛОРу.

Логопед должен обозначит наличие патологии, принимая во внимание заключения других специалистов.

Коррекция проявлений фонетико-фонематического недоразвития речи в логопедическом кабинете Ставрополя

Коррекция логопедических нарушений при ФФНР проводится в три этапа:

Подготовительный – во время него осуществляется установление доверительных отношений и контакта с ребенком. Специалист оценивает степень выраженности нарушений речи. Еще он отмечает, какие звуки требуют тщательной проработки. Во время сеансов с малышом закрепляют изученные фонемы.

Дифференцированный – на занятиях ребенку предлагают сравнивать близкие по звучанию звуки, а затем слова с ними. Он учится так их различать. Малыша обучают произносить звуки, не получавшиеся у него раньше.

Заключительный – на этом этапе проводят работу со слогами. Малыша учат их уверенно различать и правильно произносить. Специалист следит, чтобы он не пропускал, не переставлял звуки. Проводят занятия для закрепления материала.

Для успешной коррекции ФФНР, кроме логопедических занятий, требуется разрабатывать мелкую моторику рук при помощи игр и пальчиковой гимнастики. Для этого используется комплекс специальных упражнений, которые проводятся в игровой форме. Рекомендовано в домашних условиях собирать пирамидки, нанизывать на нить бусины, лепить фигурки из пластилина. Эти занятия оказывают благотворное действие на развитие участков мозга, которые отвечают за речь. Родителям рекомендуют систематически заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

Важно вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Несвоевременно выявленное нарушение со временем ведет к развитию дисграфии. При своевременном обращении к логопеду, проведении систематических занятий с ребенком, а также при выполнении родителями всех рекомендаций, наблюдается полное излечение от этого заболевания.

Занятия проводятся индивидуально | Продолжительность – 55 минут | Цена – 600 рублей | Акутальное расписание

Спасибо за заявку!

Первичная
консультация

300 руб.